Пастырская забота о людях, чья жизнь изъедена непрекращающимся грехом, вполне сродни спасению утопающего, когда спасатель плывет навстречу тонущей жертве. Всегда есть опасность, что тот, кому ты спасаешь жизнь, сломает тебе нос. Такая любовь изматывает, выжимает все соки, и все же она искренна. Церкви, по-настоящему любящие своих членов, всегда приплывут им на помощь, несмотря на возможный риск.
Позволить брату утонуть – это не любовь. Подотчетность, или, как мы называем ее, церковная дисциплина, – это неотъемлемая часть сообщества любви. Эта дисциплина необходима, если мы хотим оставаться библейской церковью. Те церкви, которые непослушны заповеди Господа о подотчетности, вряд ли можно по-настоящему назвать церквями. Противостояние – это необходимость, продиктованная любовью. Если я люблю тебя, то не позволю тебе бросить жену и детей просто так, не правда ли? Некоторые члены церкви, сейчас активно поддерживающие меня, в свое время ненавидели меня именно за то, что я, по их мнению, вмешивался в их личную жизнь. А я называю лучшими друзьями тех, кто когда-то вмешивался в мою, когда я в этом больше всего нуждался.
Однако, поняв и усвоив важность церковной дисциплины, очень часто мы воспринимаем ее неверно. Чаще всего на уровне мотивации, не говоря уже о неправильном применении этого метода. Часто мы более заинтересованы в церковной дисциплине, не столько под воздействием любви к члену церкви, сколько ради самой церковной дисциплины. Но все же наша цель – любовь. Если говорить словами Иисуса, можно вести речь не столько о церковной дисциплине, сколько о церковной любви.
Чаще всего, когда поместной церковью предпринимаются шаги к подотчетности, они делаются с целью «расстаться по-хорошему», а не восстановить отношения.
Это похоже на побитие камнями, причем камни даже не нужно поднимать с земли, чтобы не запачкать рук. Такая напускная праведность может быть главной движущей силой нашего отношения к тому, «кого уличили во грехе». Она вызывает слепоту и неспособность увидеть злобу собственного сердца, которая в любой момент может стать поводом для церковной дисциплины. Такое отношение поносит имя Христа.
Ниже я предлагаю некоторые мысли о том, как работать над своим сердцем.
1. Евангелие устанавливает соответствующий тон для подотчетности и любви
Церковь, которая обращается с «немощным» грубо и жестко, сама не познала смиряющего действия восхитительной Божьей благодати через Христово Евангелие. Высокомерный суд – это неспособность понять, что мы сами заслужили сурового наказания, которое вместо нас понес Иисус Христос Своей смертью на кресте. Евангелие Христовой праведной жертвы, освободившей нас от наказания, освобождает нас и от желания судить других. Поэтому, будем уповать лишь на Божью благодать (см. Ефес. 4:32).
2. Цель дисциплины – не наказание, а восстановление
Подочетность и, тем более, ответственность за разрушенные отношения, нацелены на то, чтобы восстановить совесть согрешающего брата посредством определенных действий, направленных на него. Мы обязаны помнить, что последствия дисциплины – это способ проявления благодати, а не конечная цель процесса. Наша задача – приобрести брата, а не наказатьего (см. Иоан. 13:34).
3. Дисциплина – правило, а не исключение
Когда люди говорят о церковной дисциплине, чаще всего они подразумевают «отлучение от церкви», т.е. когда людей «выгоняют». Однако отлучение – это последняя ступень процесса, лишь одна его часть, и следует стараться всеми способами ее предотвращать. Факт заключается в том, что, в соответствии со словами Иисуса, церковную дисциплину следует применять постоянно. Это и есть подотчетность. Это и есть искренний диалог. Это и есть честная дружба. Это когда кто-то задает прямые и глубокие вопросы тому, кто оказался у края пропасти. Такое случается в церкви постоянно, поэтому церковную дисциплину следует применять непрерывно. Она должна стать правилом церковной жизни, а не исключением (См. Рим. 13:8).
4. Дисциплина защищает как церковь от грешника, так и грешника от церкви
Притча о не милосердном рабе, которую Иисус рассказал после наставлений в Матф. 18, преподает нам суровый урок безобразия, порождаемого напускной праведностью. Из нее можно сделать вывод, что Иисусу не только небезразлична судьба «брата согрещающего». Он защищает его от высокомерия, которое может проявиться в церкви. Ведь Христос неспроста предлагает несколько ступеней церковной дисциплины, чтобы убедиться, что к ослепленному грехом брату относятся милостиво и с терпением (см. Матф. 18:23-35).
5. Церковная дисциплина существует с целью избежать церковной дисциплины
Этот пункт – следствие пункта №3. Ступени дисциплинарного процесса нужно проходить с целью не допустить последнего шага. Этого шага, отлучения, следует избегать всеми силами, а не ставить перед собой такую цель.
6. Дисциплина должна способствовать доверию членов церкви своему руководству, а не страху перед ним
Если на публичную церковную дисциплину члены церкви реагируют страхом перед действиями руководства, значит ее применяют неподобающим образом. Когда же дисциплинарное воздействие осуществляется с благодатью и открытой любовью, церковь будет доверять руководству. Более того, члены церкви будут рады тому, что руководство проявляет верность, и сами будут стремиться к тому, чтобы руководители заботились о них. Они сами будут подражать состраданию своих руководителей и их серьезному отношению ко греху. Страх может служить подтверждением того, что процесс дисциплины и ее цель неправильно поняты. Понимание того, что подотчетность следует практиковать с любовью, должно быть неотъемлемой частью церковной культуры. Любовь друг к другу не должна быть чем-то удивительным, даже когда она причиняет боль (см. Евр. 13:17).
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.