Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Церковная дисциплина

    Бывает, что христианин удаляется от общения с другими верующими и попадает в ловушку греха из-за своего неведения или сознательного непослушания. Тогда необходимо, чтобы церковь, и в частности ее пастыри, активно побуждала этого христианина к покаянию и возвращению. Как пастыри Божьего стада, пресвитеры любят овец и несут ответственность перед Богом за их духовное благополучие, в том числе и за заблудших овец. Как сказано в одной из притч Иисуса в Евангелии от Луки 15:3-8, и небеса, и церковь радуются, когда заблудший христианин искренне раскаивается.

    Одно из средств, которое церковь с любовью использует для возвращения заблудших верующих, это церковная дисциплина. В 18 главе Евангелия от Матфея Господь объясняет Своим ученикам, как поступать, когда верующий согрешит. Принципы, которые Он здесь устанавливает, должны служить руководством для тела Христова при применении дисциплины в современной церкви.

    Цель церковной дисциплины

    Цель церковной дисциплины состоит в духовном восстановлении упавших членов церкви и последующем укреплении церкви и прославлении Господа. Когда согрешивший верующий в ответ на обличение раскаивается в грехе, то он получает прощение и возвращается в общение с церковью и с ее Главой, Иисусом Христом.

    Таким образом, цель церковной дисциплины не в том, чтобы избавляться от людей в церкви или подпитывать фарисейскую гордыню тех, кто осуществляет дисциплину. И не в том, чтобы ставить людей в неудобное положение или властвовать над ними вопреки библейскому учению. Цель дисциплины — вернуть согрешившего верующего к святой жизни и помочь ему восстановить чистые взаимоотношения со всем собранием.

    В Матфея 18:15 Иисус говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Греческое слово, переведенное здесь как «приобрел», изначально использовалось в смысле накопления богатства в денежном выражении. Здесь оно указывает на возвращение утраченной ценности, а именно, заблудшего брата. Когда брат или сестра уклоняется с пути, то это как потеря драгоценности, и церковь не должна успокаиваться, пока он или она не будут возвращены. Тело Христово занимается таким восстановлением (Гал. 6:1), и этой цели служит церковная дисциплина.

    Процессцерковнойдисциплины

    В Матфея 18:15-17 Иисус устанавливает четыре шага в процессе церковной дисциплины: (1) обличи наедине; (2) возьми с собой свидетелей; (3) скажи церкви; и (4) считай его за внешнего.

    Первыйшаг (Матф. 18:15). Процесс церковной дисциплины начинается на уровне личного разговора. Иисус сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (ст. 15а). Здесь один верующий должен подойти к согрешившему брату и наедине обличить его в духе кротости и смирения. Обличить — значит ясно указать на его грех, чтобы он знал о нем, и призвать к покаянию. Если согрешивший брат в ответ на обличение покается, то он прощен и восстановлен в общении (ст. 15б).

    Второйшаг (Матф. 18:16). Если согрешивший брат отказывается слушать того, кто обличал его наедине, то следующий шаг в процессе церковной дисциплины — взять с собой еще одного или двух верующих, чтобы вместе с ними снова обличить его (ст. 16а). Цель привлечения других верующих состоит в том, чтобы «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (ст. 16б). Другими словами, свидетели нужны не только, чтобы подтвердить его грех, но и чтобы подтвердить, что согрешивший был правильно обличен, и что он либо покаялся, либо нет.

    Присутствие дополнительных свидетелей необходимо для защиты как самого обличаемого, так и того, кто обличает. Ведь человек может иметь предвзятое отношение и сказать: «Да, я пытался его обличить, но он неисправим». Было бы самонадеянно считать, что один человек может в этом случае принимать окончательное решение, особенно если этот грех был совершен против него. Свидетели необходимы, чтобы подтвердить, было ли у согрешившего раскаяние, или он остался равнодушным, или отверг обличение. Такое свидетельство служит основанием для дальнейших действий, поскольку теперь можно судить о ситуации не только со слов одного человека.

    На этом этапе следует надеяться, что дополнительным свидетелям, привлеченным для обличения согрешившего, не придется выступать свидетелями против него перед всей церковью. В идеале, их дополнительного обличения должно быть достаточно, чтобы склонить сердце обличаемого брата к раскаянию, которого не произвело первое обличение. Если такая перемена в сердце происходит на этом этапе, то этот брат должен быть прощен и восстановлен, а данный вопрос должен быть закрыт.

    Третийшаг (Матф. 18:17а). Если согрешивший брат отказывается принимать обличение с участием свидетелей, то через некоторое время эти свидетели должны сказать об этом церкви (ст. 17а). Наилучшим образом это можно сделать, если к этой проблеме привлечь внимание пресвитеров, которые в свою очередь позаботятся о том, как сообщить об этом всему собранию.

    Как долго эти свидетели должны продолжать обличать согрешающего и призывать его к покаянию, прежде чем сказать об этом церкви? Пресвитеры церкви «Грейс Комьюнити» воздерживаются от третьего и четвертого шага церковной дисциплины, до тех пор пока они не будут совершенно уверены, что верующий действительно согрешил или продолжает грешить, и что он отказался покаяться в ответ на правильное обличение. Обычно пресвитеры посылают этому человеку заказное письмо с предупреждением, что они перейдут к третьему (или четвертому) шагу церковной дисциплины, если до назначенной даты не получат подтверждения его покаяния. Когда же отведенный срок проходит, то о грехе этого человека и его отказе покаяться открыто объявляется в церкви — либо перед всем собранием во время служения с причастием, либо на малой группе, в которой знают этого человека.

    В церкви «Грейс Комьюнити» принято на этом третьем этапе дисциплины приглашать все собрание усердно искать встречи с этим человеком и призывать его покаяться, прежде чем дело дойдет до четвертого шага. Зачастую бывает так, что именно этот крайне важный и мощный элемент в церковной дисциплине приводит согрешившего к покаянию и послушанию. И если согрешивший верующий раскаивается, то он должен быть прощен и восстановлен.

    Четвертый шаг (Матф. 18:17б). Четвертый шаг в процессе церковной дисциплины — отлучение. Если согрешивший верующий отказывается послушать церковь, то он должен быть отлучен от общения. Иисус сказал: «то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (ст. 17б). Термин «язычник» обычно использовался в отношении всех не иудеев, придерживавшихся своего традиционного язычества и не участвовавших в завете, поклонении и общественной жизни иудеев. С другой стороны, «мытарь» (т.е., сборщик налогов) — это изгой иудейского общества по собственному желанию, поскольку он предал свой народ. То, что Иисус употребляет эти термины, не значит, что церковь должна плохо относиться к таким людям. Это просто значит, что когда называющий себя христианином отказывается покаяться, церковь должна относиться к нему как к постороннему. Надо не позволять ему участвовать в благословениях и привилегиях христианского собрания.

    Когда один человек в коринфской церкви отказался прекратить кровосмесительные отношения со своей мачехой, апостол Павел повелел извергнуть его из среды верующих (1 Кор. 5:13). Верующие не должны были даже есть вместе с ним (1 Кор. 5:11), поскольку совместная трапеза символизировала радушный прием и общение. Тот, кто упорно отказывается покаяться в своем грехе, должен быть полностью лишен общения с церковью, с ним надо обращаться как с внешним, а не как с братом.

    Что касается духовного благополучия церкви, цель отлучения такого брата — защитить чистоту церковного общения (1 Кор. 5:6), напомнить всему собранию о серьезности греха (1 Тим. 5:20) и засвидетельствовать о праведности церкви всему наблюдающему за ней миру. А что касается духовного благополучия самого этого брата, цель отлучения — не отомстить, но привести его в чувство, и потому отлучение следует производить в духе смиренной любви, и ни в коем случае не с чувством фарисейского превосходства (2 Фес. 3:15).

    Когда церковь сделает все, что может, чтобы вернуть согрешившего члена к святой жизни, но безуспешно, то такого человека следует оставить наедине с его грехом и позором. Если он истинный христианин, то Бог не отвернет его, но Он может позволить ему погрязнуть в грехе еще глубже, пока он не дойдет до такого отчаяния, чтобы, наконец, отвратиться от своего греха.

    Повеление не сообщаться или не есть вместе с нераскаявшимся братом не запрещает все контакты с ним. Если появляется возможность увещевать его и призывать возвратиться, то ей следует воспользоваться. На самом деле, таких возможностей нужно искать. Но контакт с ним следует устанавливать именно для увещевания и восстановления, и никак иначе.

    Подготовлено по следующим материалам:
    John MacArthur, The MacArthur New Testament Commentary: Matthew 16-23 Chicago: Moody Press, 1988); John MacArthur, The Master’s Plan for the Church (Chicago: MoodyPress, 1991); Stuart Scott and George Crawford, «Restoring the Wandering Sheep,» (неопубликованная работа). Для более детального изучения темы церковной дисциплины обращайтесь к этим источникам.
    © 2001 Grace Community Church. All rights reserved.

    A GRACE COMMUNITY CHURCH DISTINCTIVE

    Серия публикаций об «Отличительных характеристиках« объясняет ключевые библейские и богословские убеждения Церкви «Грейс Комьюнити«, Сан-Вэлли, Калифорния. Переведенонарусскийязыкиопубликованосразрешения.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя