Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Вырабатывай смирение

    Дорогой Тимофей,

    Верю, что Божья благодать посещает тебя, когда ты взираешь на крест Христа. Спасибо за твое последнее письмо. Всегда радуюсь, когда узнаю твой почерк на конверте и читаю о том, что Бог являет Свою верность даже в трудных ситуациях. Спасибо, что рассказал мне о своих проблемах. Я почитаю за честь молиться за тебя и помочь тебе советом, насколько смогу.

    Еще до того как получил твое письмо, Тимофей, я думал о тебе. Видимо, к этому меня побудило празднование двадцатипятилетнего юбилея церкви «Жизнь Завета» (Covenant Life Church). Мне показали фотографии двадцатипятилетней давности — тогда нас было всего несколько десятков человек, мы собирались в полуподвальном помещении, а на голове у меня еще даже волосы росли! Я был примерно твоего возраста в то время и хорошо помню, что значит быть пастором в двадцать с небольшим, когда ты недавно женился и церковь у тебя совсем еще маленькая.

    Однако меня больше удивляет, как сильно мы отличаемся. Ты сейчас в гораздо более выгодной ситуации. Двадцать пять лет назад у меня не было «отцов в вере», как у тебя сегодня. Ты вырос в сильной, зрелой церкви, видя пример достойного представительства вселенского Тела Христова. Самое главное — ты хорошо понимаешь основные библейские доктрины, в том числе и важнейшую из них — славное Евангелие Спасителя нашего. В твоем возрасте мне так всего этого не хватало. Это было такой сложной задачей, особенно для молодого пастора, следовать своему призванию без помощи более зрелого в вере наставника, мне так нужен был мой Павел! Как ты знаешь, столкнувшись с такой проблемой уже в начале своего служения, я принял решение все свои силы отдать воспитанию следующего поколения лидеров. Бог, по милости Своей, подарил мне такую возможность. Я безмерно радуюсь, видя молодых людей, как ты, которые наставляют других и сами получают наставления от более зрелых верующих.

    Не так давно на праздновании нашего юбилея я вспоминал тебя. Наш прихожанин, Джим, — он в церкви относительно недавно — рассказывал, как Гари, один из пасторов, перечислял свидетельства присутствия Божьей благодати в церкви «Жизнь Завета». Несколько лет назад Джим посещал церковь, в которой произошел раскол. Джим внимательно слушал Гари, пытаясь понять, чем отличается наша церковь, и почему его старую церковь постигла такая печальная участь. Гари отметил, что с самого момента основания нашу церковь отличала любовь к Божьему Слову. «Мы тоже Божье Слово любили», — подумал Джим. «Мы любили Иисуса и были безмерно благодарны Ему за принесенную на кресте жертву», — продолжал Гари. «Мы тоже», — согласился Джим. «Мы возлюбили благодать, мы поклонялись Господу» — «И мы, мы!» «Мы верили в важность личных отношений». И опять Джим мог подтвердить: «Ну, конечно, мы тоже в это верили». Наконец Гари заметил, что большое внимание уделялось воспитанию смирения, особенно среди лидеров. А вот такого Джим в своей церкви припомнить не мог.

    Сегодня утром я читал книгу Исаии 66:1-2. Под влиянием этого отрывка я и пишу тебе письмо. Тимофей, именно эти слова мы старались применять в жизни своей церкви с первого дня. Я думаю, они помогут тебе в трудностях, с которыми ты сейчас столкнулся. Ты, конечно, знаешь этот отрывок, но, пожалуйста, прочти его внимательно еще раз:

    Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.

    Как и у тебя, мой друг, у израильтян было много преимуществ. Само по себе происхождение этого народа было уникальным. У них была Тора. У них были Закон, Завет и Храм. Но им недоставало смирения — гордыня прокралась в их сердца и пустила глубокие корни. Поэтому Бог заставляет их обратить внимание на сердце, забыв на время о Храме. Их должно заботить не внешнее великолепие, но внутренняя красота. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

    Тимофей, я не пытаюсь сказать, что в тебе очень много гордыни. Все дело в том, что гордость как раз и является причиной проблем, о которых ты мне написал. Конечно, все мы грешны, и посему иногда впадаем в гордыню. Ты служитель Евангелия, в твоей ситуации гордыня — особенно опасный враг, она может нанести вред не только тебе самому и твоей семье, но и всему служению.

    Возможно, ты знаком со словами Джона Стотта о гордости: «На любой стадии духовного роста и в любой сфере христианского ученичества, наш главный враг — гордыня, а лучший друг — смирение»2. Насколько я понимаю, гордыня — самый первый грех, вторгшийся в жизнь ангелов и людей. Поэтому гордыню можно назвать сутью греха вообще, и именно она более всего оскорбляет Бога. В шестой главе Притч «глаза гордые» возглавляют список мерзостей пред Богом. Библия использует слова, «ненависть», «мерзость» и «отвращение», когда говорит о гордыне. Тимофей, разве можно найти еще более сильные слова!

    Я вот, например, терпеть не могу творог и все нью-йоркские спортивные команды и клубы, это шутка, конечно. Но я по-настоящему, всем сердцем ненавижу аборты, расизм, насилие над детьми. Но все мои чувства — ничто, по сравнению с той святой и неизменной ненавистью, которую Бог питает ко греху гордыни. Моя ненависть в этом ряду — это так, лишь легкое недовольство. Невозможно выразить в словах всю глубину Божьего отвращения к гордыне.

    Почему же Бог так ненавидит гордыню? Чарльз Бриджес дает очень хороший ответ на этот вопрос: «Гордыня обращает сердце против Бога. Она соревнуется с Ним за первое место»3. Гордыня — это чувство самодостаточности и независимости от Бога, ощущение собственной праведности и превосходства над окружающими. Она крадет у Бога честь и славу, предназначенные только для Него. У гордыни много обличий, но одна цель: прославление себя, своего «я». Не удивительно, что Бог гордым противится (1 Петра 5:5).

    Гордыня очень опасна! На моих глазах гордыня разрушила не один брак, разделила не одну семью. Она атакует пасторов, церкви, взаимоотношения. Но на каждую ловушку гордыни найдется удивительное обетование смирения. Ибо наш Бог страстно ненавидит гордыню, но при этом бесконечно любит всякое проявление смирения. Всеведущий Бог знает все — ничто не укроется от Его проницательного взора — но нужно Ему только одно. Он ищет смиренного: «Вот на кого я призрю». Смиренный получит благодать, смиренному Бог не противится, потому что тот ищет славы Божьей, а не своей. Бог всегда поддержит смиренного, явит ему Свою благосклонность, ибо он исполняет волю Божью.

    Тимофей, за последние десять лет твоя любовь к Писанию, понимание Слова стали намного глубже. Я знаю, что ты сам можешь прекрасно проповедовать на тему гордости и смирения. Но позволь мне привести одну иллюстрацию, прежде чем я продолжу.

    Представь несколько церквей. Во главе каждой стоят призванные на это служение, одаренные, посвященные люди. Каждая высоко ценит Писание, исповедует правильное богословие, ставит Евангелие во главу угла. В каждой много посвященных христиан с сердцем служителей, искренне любящих Господа Иисуса. Со временем какие-то из этих церквей расцветают и начинают преуспевать, а другие — нет. Почему? Возможно, мой ответ покажется тебе слишком простым, но, тем не менее, я его считаю верным.

    Многие люди, конечно же, верят Библии. Многие пасторы очень хорошо ее знают. Многие признают, что она единственный надежный путеводитель в жизни и вере. Но сильные церкви, в которых прихожане растут духовно, освящаются, прославляют Бога жизнью и делами, — это церкви, где лидеры не просто учат правильным доктринам, но на собственном примере показывают, как применять библейские истины в жизни.

    С полной уверенностью могу сказать, что плодотворность твоего служения определяется правильным учением и должным применением истины — в семье, в церкви, в формировании собственного характера. Через десять лет увидишь, достиг ли ты в этом успеха. Эффективные церкви строятся не на библейской истине самой по себе, но на ее применении.

    Говоря об акценте на смирении, особенно среди служителей, Гари имел в виду практическое применение библейских истин. Правильное применение Писания всегда наносит удар гордыне (твоему величайшему врагу) и вырабатывает смирение (а это твой лучший друг). Я уверен, что именно это изменило кардинальным образом нашу церковь. Такой подход изменит и твою церковь.

    Я написал все это, Тимофей, чтобы рассказать, как сам научился благоговеть перед Словом. Это не значит, что мы просто должны соглашаться с истинами Божьего Слова. Гордый человек вполне может уважительно относиться к Писанию, верить ему, проповедовать его, но благоговеть перед Словом могут только смиренные. Итак, какие практические шаги может предпринять пастор, чтобы вырабатывать смирение и благоговеть перед Божьим Словом?

    С годами у меня накопился определенный опыт. Вот уже тридцать лет я учусь расти в благодати. И для этого я выработал различные привычки. Что-то я обязательно делаю каждый день, есть также определенные принципы, которым я стараюсь следовать на протяжении всего года. За отсутствием более подходящего термина, я называю это годовым списком. В него входят важные моменты, на которые я обращаю внимание, дабы укреплялся мой христианский характер, освобождаясь от гордыни и возрастая в смирении.

    Возрастать в смирении лучше всего помогает выполнение конкретных, практических упражнений. Я приведу несколько примеров таких упражнений из собственной жизни. Не обязательно строго им следовать. Но подумай об этом, возможно, мой пример побудит тебя найти свой путь. Напиши свой список. Такой список должен быть у каждого служителя, это пойдет на пользу и твоей семье, и твоей церкви.

    Первый пункт в моем годовом списке — изучение качеств Бога. Обращай особое внимание на уникальные качеств, которых нет у человека и нигде больше в сотворенном мире. (Заметь, в 66 главе Исаии Бог обращает наше внимание на Свое уникальное, непревзойденное величие).

    Думай, например, о бесконечности Бога. Ему нет предела. Он вездесущ — у Него нет полюса, точки концентрации, нет конкретного места, где обитает Его суть. Он полностью и в равной мере присутствует везде — в Своем творении и за его пределами. В Новом библейском словаре (New Bible Dictionary) читаем: «Говоря, что Бог есть безграничный дух, мы выходим за пределы человеческого знания и опыта»4.

    Действительно, друг мой, это самые глубокие богословские истины. Бытие бесконечного Бога самодостаточно. Все творение — люди, небесные существа и атомы газа в глубинах космоса — полностью зависит от Бога, Он управляет каждой секундой бытия. Но еще до сотворения времени, внутри времени и вне его, Бог зависел только от Самого Себя. Мы, как трава, которая засыхает и увядает, и только Он один обладает силой пребывать абсолютно. Мэтью Генри писал: «Величайшие и лучшие люди в мире должны признать, что именно Бог, по Своей благодати, сделал их такими, какие они есть». Но только великий Абсолют вправе заявить: ‘Я есмь Сущий’»5.

    Подобные размышления неизбежно ослабят твою гордыню. Чем глубже ты осознаешь, насколько сильно отличаешься от Бога, тем более смиренным ты станешь. По благости Своей, Бог являет нам в Слове свою трансцендентную «инаковость», помогая смиряться пред Ним.

    Мой список предполагает чтение определенных книг. Посоветую тебе несколько, оказавших особенное влияние на мое служение и на нашу церковь. Размышляя об уникальных качествах Бога, обязательно прочитай 11 главу «Систематического богословия» Уэйна Грудема. Глава называется «Характер Бога: уникальные качества — чем Бог отличается от нас?» Эту главу можно также прочитать в адаптированной версии учебника («Библейская доктрина»).

    Во-вторых, не своди взора с креста. Живи с постоянной оглядкой на крест, на котором умер Царь Славы. Как я уже сказал, самое лучшее, что я могу сделать — это обратить твое внимание на значимость крестной жертвы Спасителя.

    Друг рассказывал мне однажды, как ему удалось взять интервью у Карла Генри, по-настоящему смиренного человека, одного из ведущих евангельских богословов двадцатого века. Доктору Генри тогда было почти восемьдесят, и мой друг поинтересовался, как ему удалось всю свою жизнь оставаться смиренным человеком. Собеседник ответил: «Как можно оставаться гордым, стоя рядом с крестом?» Я не строю иллюзий по поводу того, что мой характер уже становится похожим на характер доктора Генри, но еще две книги помогли мне приблизиться к кресту — «Искупление грехов» Леона Морриса и «Крест Христа» Джона Стотта. Вот одна цитата из книги Джона Стотта: «Крест не льстит нам, но разрушает самоправедность. Мы можем приблизиться к кресту только с сокрушенным духом и склоненной головой»6.

    Третье — изучение доктрин благодати. Погружаясь в размышление об избрании, призвании, оправдании и уверенности в спасении, вспоминаешь, что все бытие христианина начинается с Бога, заканчивается Богом и зависит от Бога. То есть нам не с чем себя поздравить. Марк Уэбб пишет: «Бог намеренно задумал спасение так, что ни один человек не может похвалиться. Не может похвалиться абсолютно ничем! Все это только благодаря избранию»7.

    Самонадеянность и принятие богословия Реформации не могут сосуществовать; истина изгонит всякую ложь гордыни. Лично для меня в этой области незаменимой стала книга Энтони Хукема «Спасенный благодатью».

    Четвертый пункт — изучение доктрины о грехе. Однажды на зеркале в примерочной в магазине я прочитал надпись: «Объекты, отражающиеся в зеркале, могут казаться больше, чем они есть на самом деле». Тимофей, если ты позволяешь доктрине греха формировать твое восприятие собственной личности, тебе не грозит такая проблема. Понимание всей глубины и порочности греха не позволяет человеку с преувеличением судить о своих добродетелях.

    Лучший способ подготовки к исследованию греха — изучить сначала святость Бога, ибо только в Нем мы найдем полное отсутствие греха. Тщательно исследуй Писание на эту тему и обязательно прочти «Святость Бога» Роберта Спраула. Потом, исследуя доктрину греха, ты будешь иметь правильную перспективу. Для чтения по этому вопросу хочу предложить тебе замечательные работы Джона Оуэна, особенно «Искушение и грех», это шестой том в собрании сочинений. Сокращенная версия этого же труда — книга под названием «Грех и искушение». У Криса Ландгарда есть хорошая книга «Внутренний враг» — по сути, адаптированная версия работ Оуэна, тем не менее, очень полезное произведение.

    Пятое — применение доктрины греха. Признавая, что все люди — грешники, Майк Ренихан пишет: «Грешников можно разделить на две категории: признающих и не признающих свой грех. Признающие свою греховность также делятся на две категории: тех, кто пытается с этим бороться, и тех, кто ничего не делает по этому поводу»8. Тимофей, смиренный пастор борется с грехом, исповедуя его и пытаясь исправиться.

    Не так уж и трудно признать свою греховность. Гораздо труднее исповедовать конкретный грех. Конечно, в первую очередь, грех нужно исповедовать пред Богом. Но Он также призывает нас исповедоваться перед людьми. Ты знаешь о моем глубоком убеждении, что каждому пастору, даже небольшой церкви, нужны верные люди, которым он может быть подотчётен. Бог, несомненно, даст тебе таких друзей. Но ты должен их найти, попросить помочь тебе открываться, рассказывать о своих грехах и переживаниях.

    Пусть исповеди эти будут полными и конкретными, не стоит рассказывать о своих проступках выборочно или частично. Исповедуй явные грехи, рассказывай о мучающих тебя искушениях, и Бог дарует тебе благодать и прощение. К сожалению, всякий раз, когда пастор покидает служение из-за серьезного греха, главной причиной оказывается тот факт, что долгое время у него не было возможности исповедоваться перед братьями по вере.

    Доктрина о грехе находит свое практическое применение, когда мы стараемся исправить определенные аспекты своего характера. Здесь пастор должен проявлять кроткую настойчивость, работая над чертами характера и поведением. Цель в том, чтобы члены церкви не боялись указывать тебе на недостойное поведение и на те моменты, где нужно поработать над собой. Если спросить твою жену, друзей, прихожан, легко ли тебя увещевать, что они ответят? У Альфреда Порьйера есть замечательная статья на эту тему, под названием «Крест и критика»9.

    Перечисленные выше моменты помогут всем христианам в их пути к смирению, а сейчас хочу дать несколько конкретных советов пасторам.

    • Внимательно изучай Писание, но не забывай о том, что богословие не может ответить на все вопросы о Боге. Тимофей, когда твои дети подрастут, они начнут задавать всякие богословские вопросы, и на некоторые из них ты просто не найдешь ответов. Нашему сыну Чаду недавно исполнилось девять лет. Он как раз много таких вопросов задает и порой мне приходится отвечать: «Сынок, я не знаю». (Я так часто это признаю, что сын мой, видимо, думает, что можно быть пастором, ничего особенно не зная). Прихожане тоже будут задавать тебе нелегкие вопросы. Согласно Кальвину, даже самые лучшие богословы оказываются правы только в 80% случаев, давай не забывать об этом. Интересно, какой у меня процент даже при самом лучшем раскладе? Половина этой цифры? Более того, я знаю наверняка, что сам не придумал ни одной новой мысли. В своем учении и наставлении я пользуюсь плодами трудов более мудрых мужей веры, своих предшественников. Если я что и вижу, то только потому, что стою у них на плечах – и ни в коем случае не хочу производить впечатление, что это я сам по себе такой умный. Когда будешь учить и наставлять, помни о своей ограниченности, и это поможет тебе смиряться, быть мягче в суждениях, даже тон голоса у тебя станет другим.
    • Прежде чем проповедовать, почитай Сперджена. Я стараюсь в субботу вечером прочитать одну из проповедей Чарльза Сперджена по теме или отрывку моей воскресной проповеди. Сперджен дает нам прекрасный пример проповеди, напоминая, что мы так не можем. Читая работы мастера проповеди, я неизменно смиряюсь, начинаю адекватно воспринимать собственные способности и больше полагаться на Бога.
    • Во время проповедей и личных встреч с прихожанами, не бойся рассказывать не очень красивые истории о себе. Я считаю проповедь незаконченной, если в ней отсутствует иллюстрация из моей жизни, показывающая какой-либо недостаток. Это способствует смирению. За многие годы пасторства я понял, что именно эти иллюстрации запоминаются лучше всего (что уже само по себе должно смирять нас). Такая тактика также подает слушателям пример смирения.
    • Не забывай о своей относительной незначительности. Пастор — это Божий дар церкви и прихожанам. Но в то же время незаменимых людей нет. Как говорил Шарль де Голль, кладбища полны незаменимыми людьми.

    Даже если я умру, не закончив письма, что может случиться? Конечно, близкие будут какое-то время горевать. Но через несколько месяцев горе постепенно утихнет. Через полгода я буду лишь теплым воспоминанием для знавших меня, едва знакомый голос со старой, давно позабытой пластинки. Бог, по милости Своей и любви к церкви, благословит моего преемника, и служение его в какой-то момент будет превосходить мое по эффективности. Мне на тот момент будет уже все равно, потому что я буду на небесах!

    • Готовься к тому, что тебе найдется замена. Я лишь грею место для кого-то другого. Точного момента я не знаю, но все же когда-то меня обязательно сменят в этом служении. И тебя тоже. Это неизбежно. Поэтому начинай готовить сердце к переменам уже сейчас, чтобы отреагировать должным образом, когда это произойдет, воздав славу и честь Богу и Его церкви.
    • Почаще играй в гольф, и играй с людьми, которые обязательно укажут тебе на твои промахи, а промахи, конечно, будут. Гольф — самое лучшее средство для воспитания смирения.

    А теперь давай перейдем к ежедневным упражнениям. (Сегодня мы с Кэролин идем в ресторан, и у меня есть еще несколько дел, поэтому буду закругляться). Мой список с самого утра задает нужное настроение. С его помощью бесконечные обыденные дела превращаются в уникальное переживание Божьей благодати. В конце дня сердце мое исполняется сознанием, что Божья благодать способна все обратить в добро.

    Во-первых, начни день, осознавая зависимость от Бога, нужду в Нем и доверие Ему. Тимофей, это должны быть самые первые размышления дня. Как только звонит будильник, я сразу стараюсь обратить сердце к Богу, чтобы выразить свою зависимость от Него. Я пытаюсь сохранить этот настрой, готовясь к новому дню. Если не сделать такого усилия над собой, то мысли непременно обратятся в другую сторону, и я буду больше полагаться на себя, чем на Бога.

    Во-вторых, направив мысли к Богу, начни благодарить Его, тогда весь день пройдет в духе хвалы и благодарности. «Благодарность — почва, непригодная для гордыни»10, благодарность начинается с Евангелия. Бороться с забывчивостью и рассеянностью, которые мешают благодарить, мне помогает Евангелие. Каждое утро я заново рассказываю самому себе благую весть. Начинай день с такой проповеди, а потом благодари Бога за истину Евангелия.

    В течение дня сознательно распознавай многочисленные «напоминания» о Божьей благодати, окружающие нас, и благодари Его за них. Люди, знавшие Мэттью Генри лично, отмечали его неизменное внимание к ответам на молитвы и всегда благодарное сердце. Я хочу быть таким. Неблагодарность — признак гордого человека. Благодаря, мы наносим смертельные удары своей напыщенной гордыне.

    В-третьих, каждый день практикуй духовные дисциплины. Читать Библию и молиться лучше всего утром, в первую очередь, потому, что это помогает задать тон всему дню, настроиться на полное доверие Богу. Духовная дисциплина — это ежедневное напоминание о моей зависимости от Бога. Очень точно сказал Чарльз Хамел: «Когда мы перестаем молитвенно ожидать Божьего руководства и силы, мы заявляем, что более в Нем не нуждаемся»11. Я верю, что причина непостоянства в духовной практике — не отсутствие самодисциплины, а присутствие самодостаточности. Практика духовных дисциплин — это ежедневное средство борьбы с гордыней самодостаточности и воспитания смирения.

    В-четвертых, по дороге в церковь и обратно запоминай стихи из Писания. Уильям Уилберфорс каждый день по дороге из дома в Парламент повторял про себя весь 118 Псалом. Очень разумное использование времени.

    В-пятых, на протяжении всего дня, если ты сталкиваешься с трудностями, отдавай свое бремя Господу, ибо Он заботится о тебе. Гордыня самонадеянности подкрадывается, когда человека одолевает беспокойство. Смиренный не беспокоится и не заботится, хотя и берет на себя ответственность. Его жизнь исполнена радостью и миром, потому что доверие суверенному Богу изгоняет всякое беспокойство.

    Тимофей, человек — не машина на батарейках, способная работать весь день без подзарядки. Утренние молитвы не всегда помогают мне «протянуть» до 14.30 или даже до 11.30. Каждый день и на протяжении всего этого дня мне нужно направлять мысли к Богу, не отходить от креста, благодарить Его за многочисленные проявления благодати и отдавать заботы Тому, Кто печется обо мне с совершенной любовью и верностью.

    В-шестых, в конце рабочего дня я не просто иду домой, но нахожу себе еще одно важное упражнение для воспитания смирения. Неважно, насколько «успешным» или «неуспешным» был мой рабочий день (с моей довольно ограниченной точки зрения), я признаю, что только Бог выполняет все пункты ежедневного расписания, и вверяю в Его надежные руки все несделанное сегодня. Завтра я вернусь опять и, по Божьей милости, попытаюсь еще раз.

    В конце дня я стараюсь воздать славу Богу. Пуританин Томас Ватсон писал: «Совершив что-либо достойное хвалы, мы должны спрятаться под покрывалом смирения и воздать всю славу Богу»12. Следуя этому драгоценному совету, вечером я анализирую прошедший день и благодарю Бога за каждое проявление роста, за всякий результат, с которыми столкнулся за этот день, признавая, что все это — Его заслуга.

    Как пастор я могу стать проводником благодати в жизни других людей, но я не могу никого спасти! Я не могу обвинить кого-то в грехе или привести душу к покаянию. У меня нет силы, чтобы производить освящение в жизни человека. Наши церкви — это свидетельство величия и милосердия Бога, а не памятники нашему мудрому руководству и искусной проповеди. Однажды Чарльз Сперджен, обращаясь к студентам организованного им пасторского колледжа, сказал: «Ваши усилия в служении ничтожны. Это всем понятно, и, в первую очередь, вам самим»13. Считал ли Сперджен этот выпуск студентов особенно неудачным? Конечно, нет. Далее он говорит, что проповедь наша оказывает влияние на людей только потому, что Бог верен Своему Слову, которое не возвращается тщетным. Исаия говорит: «…ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (26:12), и это, как написано в библейском комментарии (Expositor’s Bible Commentary), есть «абсолютная истина, чудесным образом разрушающая всякую духовную гордыню»14. Бог — источник всех проявлений благодати. Soli Deo Gloria!

    И, наконец, перед сном я вспоминаю, что отдых — это тоже дар Творца Своему творению. Я не просто бездумно засыпаю. Я снова использую такую прекрасную возможность укротить гордыню и воспитать смирение, думая о Том, Кто никогда не спит и не бездействует. Сон — это еще одно ежедневное напоминание о том, я не самодостаточен. У меня есть физиологическая и психологическая потребность в определенное время суток погружаться в состояние ментального и физического бездействия, когда я становлюсь абсолютно беспомощным и бесполезным. Есть в этом определенная ирония… Бог использует это время, чтобы укрепить и восстановить меня, приготовив к следующему дню — дню, в котором я не буду постоянно в полной мере послушен Ему, тем не менее, по милости Своей, Он обратит мои поступки во благо и придаст им определенную долю эффективности. Как тут не смириться?

    Итак, мой друг, вот мой ежегодный список, мой ежедневный список и некоторые советы по их применению. Не я придумал все эти идеи. Всякая мудрость, которую ты здесь для себя найдешь, — это мудрость Священного Писания и духовных учителей, чьи способности намного превосходят мои собственные. Я лишь собираю вековую мудрость и передаю ее. Молюсь, чтобы эти мысли вдохновили тебя на создание собственной системы принципов, и чтобы принципы эти верно служили тебе до конца дней.

    Так давайте же целенаправленно применять истины Писания каждый день, чтобы избежать козней гордыни и обрести обещанное Господом смирение. И пусть нас ведет Его благодать. Какие бы серьезные усилия мы ни прилагали, какие бы проявления Божьей благодати в деле освящения мы ни увидели, нам не стоит обольщаться, думая, что достижения помогут нам заслужить награду пред Святым Богом. Успех в служении — это не наша заслуга. Мы радуемся совершенной работе Спасителя. Мы принадлежим Богу и радуемся Его благосклонности только потому, что Кто-то Другой исполнил все праведные требования закона. Только у Иисуса Христа были абсолютно смиренное сердце и сокрушенный дух, только Он явил истинное благоговение перед Словом Божьим. Мы находим настоящий покой в Нем — в Его совершенной жизни и искупительной жертве.

    Очень жду твоего ответа, Тимофей. Хочу поскорее узнать, как Бог действует в тебе и через тебя Своей чудесной благодатью.

    С любовью в нашем славном Спасителе,

    передавай привет Мэри,

    Ч.Дж.

    P.S. Ты попросил прислать тебе список рекомендованной литературы. Вот работы, на которые я часто ссылаюсь. Успехов!

    1. The Discipline of Grace by Jerry Bridges (Colorado Springs, CO: NavPress, 1994).
    2. Systematic Theology by Wayne Grudem (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1995).
    3. Bible Doctrine by Wayne Grudem (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1999).
    4. Saved by Grace by Anthony A. Hoekema (Grand Rapids, MI: William B. Eerdmans Publishing Company, 1989).
    5. The Enemy Within by Kris Lundgaard (Phillipsburg, NJ: P&R Publishing, 1998).
    6. The Atonement: It’s Meaning and Significance by Leon Morris (Downer’s Grove, IL: InterVarsity Press, 1983).
    7. The Complete Works by John Owen, под. ред. William Goud (переизд., Edinburgh, Scotland: The Banner of Truth, 1980).
    8. Sin and Temptation by John Owen (переизд., Bloomington, MN: Bethany House, 1996).
    9. «The Cross and Criticism» by Alfred Poirier, напечатано в The Journal of Biblical Counseling 17, №3, (1999).
    10. The Cross of Christ by John Stott (Downer’s Grove, IL: InterVarsity Press, 1986).
    11. The Holiness of God by R.C. Sproul (Carol Stream, IL: Tyndale, 1998).

    www.propovedi.ru

    1Данная статья является главой из книги Dear Timothy: Letters on Pastoral Ministry, под ред. Thomas K. Ascol (Founders Press, 2004): 115-135. Печатается на www.propovedi.ru с разрешения автора.

    2 J.I. Packer и Loren Wilkinson, ред., Alive to God (Downers Grove: InterVarsity Press, 1992), 119.

    3 Charles Bridges, The Commentary on Proverbs (переизд., Carlisle, PA: The Banner of Truth Trust, 1968), 228.

    4 J.D. Douglas, и др., (ред.), New Bible Dictionary (Wheaton: Tyndale House Publishers, 1962), 427.

    5 Matthew Henry, Commentary on the Whole Bible, том 1 (Old Tappan: Fleming H. Revell Company, дата не указана), 284 [Исход 3:14].

    6 John Stott, The Cross of Christ (Downers Grove: InterVarsity Press, 1986), 12.

    7 Mark Webb, «What Difference Does It Make» Reformation and Revival Journal 3, № 1 (зима 1994 г.)

    8 Mike Renihan, «A Pastor’s Pride and Joy» TableTalk 53 (июль 1999 г.).

    9 Alfred Poirier, «The Cross and Critisim» The Journal of Biblical Counseling 17, №6. Данную статью можно найти в буклете, Words that Cut (Billings: Peacemaker Ministries, 2003).

    10 Michael Ramsey, The Christian Priest Today (London: SPCK, 1972), 79.

    11 Charles E. Hummel, Tyranny of the Urgent (Downers Grove: InterVarsity Press, 1967).

    12 Thomas Watson, A Body of Divinity (Carlisle, PA: The Banner of Truth Trust, 1992), 17.

    13 Charles Spurgeon, Lectures to My Students (переизд. Grand Rapids: Zondervan, 1981), 194.

    14 The Expositor’s Bible Commentary, под. ред. Frank E. Gaebelein, том 6 (Grand Rapids: Zondervan, 1986), 165.

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя