Обычно человек выбирает христианский университет, потому что ему хочется получить образование, которого он никогда не получил бы в светском учебном заведении. Христианское образование должно подготовить его к эффективному служению Господу там, где он будет работать и жить. В связи с этим возникает вопрос: а что представляет из себя христианское образование? Является ли христианство подобием крема на торте, который лишь дополняет обычное светское образование? Является ли образование христианским, просто потому что все преподаватели и сотрудники университета верующие, занятия начинаются с молитвы, в учебных материалах не опровергаются основы христианского вероучения, а, наоборот, выражается даже определенная симпатия по отношению к ним, для студентов проводятся ежедневные богослужения, а христианское общение и христианская этика поддерживают христианскую атмосферу? Все эти важные моменты — это лишь следствие того факта, что мы христиане, однако, они не делают образование христианским. Так какая же отличительная черта превращает образование в христианское, четко отделяя его от всех других видов образования?
Христианская теория познания
Две сферы познания
Говоря об образовании, мы, несомненно, задумываемся о природе познания. Важно понимать, как человек получает знание. Очень часто познание делят на два типа — светское и религиозное. То есть, считается, что существует вид познания, охватывающий область человеческого разума и естественный мир, а вера и все, что касается Бога, лежит в другой области познания. Познание можно разделить на философское и богословское.
Основоположником такого двойственного понимания природы познания стал Фома Аквинский, великий католический богослов, живший в 13 веке. По его мнению, истину можно познать двумя способами — посредством разума и откровения, философии и богословия. И то, и другое — истинные методы познания Бога. Через откровение мы можем узнать о Боге больше, чем посредством разума, но, тем не менее, разум без помощи откровения тоже может привести нас к познанию истины.
Такое понимание строится на католическом представлении о природе человека. Католики не верят в совершенство Адама при сотворении. В нем уже была заложена наклонность к злому. Плоть имела серьезную власть над ним. Бог подарил Адаму праведность, которую католики называют donum superadditum [дополнительный дар], чтобы помочь ему в борьбе с грехом. Но, даже получив такой дар, Адам согрешил. В итоге, он потерял свою изначальную праведность. В этом и состоит суть грехопадения, других последствий не было. И хотя католики верят, что разум человека был «поврежден», «повреждения» были не настолько серьезными, чтобы полностью извратить способность человека мыслить и познавать истину независимо от Бога. Греческий философ-язычник Аристотель, чья философия стала основанием для католического богословия, согласно данной системе, смог постигнуть истину во многих областях.
Концепция католической церкви в этом вопросе ошибочна. Грехопадение не просто «повредило» человека. Библия говорит, что грехопадение сделало человека слепым, мертвым, не способным познавать духовное (Еф. 2:1; 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:4). Писание ясно свидетельствует, что человек абсолютно испорчен грехом и не способен ни на что доброе (Рим. 3:10-23; 8:7,8; Иер. 17:9). Чтобы познать истину, человеку нужно возрождение; он должен родиться заново силой Духа Божьего. И только тогда он перейдет из тьмы в свет, из смерти в жизни, познавая истину и радуясь свободе от рабства греха.
Целостность познания
Христиане не должны соглашаться с таким двойственным подходом к теории познания, существует единое истинное знание. По самой своей сути всякое познание богословское. Только так можно рассматривать познание в свете концепции о Боге.
Наш Бог — Творец мира. Кроме того, Он управляет этим миром и хранит его. Он совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Поэтому значение и объяснение всех вещей в мире уже заложено Богом. В мире нет случайных реалий, обретающих смысл только после систематизации и категоризации человеческим разумом. Всякое знание создано Богом, соотносится с Ним и имеет свое толкование в Нем. И поскольку Бог создал мир, управляет им и хранит его, человек не может истинно познать мироздание, если он отделит свое познание от своих отношений с Богом.
Поэтому человеческое познание не может быть двойственным. Чтобы по-настоящему изучать естественные науки, математику, историю, политику и другие предметы, мы должны понимать их происхождение — все это создал Бог. Если не соотносить познание с богоцентричной моделью мира, то это знание будет искаженным и ограниченным. Всякое знание — Божье знание, поэтому его нельзя разделить на светское и религиозное.
Способ познания
Поскольку Бог создал Вселенную и управляет ей, у всех вещей должен быть заложенный Им смысл. Он есть истина и источник всякой истины. Поэтому только если наше сознание подчинено Божьему разуму, мы можем узнать истину, причем истину обо всем: о человеке, Боге, истории, науке или любом другом предмете. Человеческая мысль должна быть подчинена Божьему разуму, поскольку Он явил Себя в Своем Слове. Наши мысли должны быть аналогичны Божьим мыслям. Нам нужно брать пример с Него и думать вслед за Божьими мыслями. Только тогда наше знание во всех областях будет истинным.
Позвольте объяснить эту мысль яснее. В ясную ночь на небе можно увидеть небесные светила во всей их красоте. Христианин не может, оставаясь верным своим убеждениям, считать, что звезды появились на небе случайно и нам нужно исследовать их, пытаться понять и сообщить им определенный смысл независимо от Бога. Все это возникло не случайно. Бог создал небесные светила. Он хранит их. Он управляет ими. Бог задумал их сущность и создал их именно такими. И если мы не видим их связи с Богом, если наше представление о мире не подчинено Ему и той картине мироздания, которую Он рисует, мы не можем утверждать, что смотрим на мир с христианских позиций и знаем истину. А где Бог изложил Свои мысли? В Библии. Это богодухновенное, непогрешимое Слово, высший и конечный авторитет в познании всякой истины, истина — только то, что не противоречит Божьему Слову.
Кто может познать истину?
Важно помнить, что невозрожденный человек — духовный мертвец, он абсолютно испорчен грехом и не может познать «глубины Божии». Он не подчинен Божьему закону и не может быть ему подчинен. Эти «глубины» познаются только при помощи Божьего откровения, силой Святого Духа, обитающего в нас (Еф. 2:1; 1 Кор. 2:14; Рим. 8:7, 8). То есть, только тот, кто возрожден силой Духа Божьего, может понять «духовное». Поэтому только христиане обладают настоящей истиной, ибо только христианин может подчинить свой разум Божьему разуму и предоставить Ему надлежащее место в своем сознании. Невозрожденные люди сознательно «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25).
«Духовное» проникает во все области мысли. Без исключения. Как мы уже заметили выше, знание едино. Всякое знание, по сути, богословское. Нельзя разделить его на светское и религиозное. Всякое знание берет начало в Боге и в отношениях с Ним. Все творение — это Божье откровение (Пс. 18:2; Рим. 1:20). Все события человеческой истории направляются и управляются Его сильной рукой (Деян. 17:26; Рим. 13:1; Дан. 4:25; Иов 14:5).
Это, конечно же, не означает, что христианин может быть совершенным в своем знании, никогда и ни в чем не допуская ошибок. Хотя мы были рождены свыше от Духа Божьего, стали новым творением в Иисусе Христе и теперь можем мыслить вслед за Божьими мыслями, в нас все равно присутствует греховная природа, она остается с нами на протяжении всей земной жизни. Пока мы живем в этом мире, во плоти, мы будем ошибаться.
Это также не означает, что невозрожденный человек вообще не обладает никаким истинным знанием. Было бы глупо так считать. Неверующий ученый может постичь много истин в процессе исследования. Но если он не признает Бога Творцом всех закономерностей природы, который вкладывает смысл и значение во все вещи, то открытая таким ученым истина ограничена и искажена. А истина является истиной независимо от самого ученого. Она истинна, потому что истинно христианство. Два плюс два равняется четыре независимо от исследований неверующего математика, который считает, что просто такой порядок вещей сложился в мире, управляемом случаем. Два плюс два равняется четыре, потому что так решил Бог, который управляет созданным Им миром.
Предмет христианского образования
Академическая сфера
Если мы стремимся к настоящему христианскому образованию, то мы должны в каждом предмете ставить во главу угла божественное происхождение и объяснение мира. В курсе истории, например, нужно делать упор на тот факт, что за всеми событиями, происходившими на протяжении веков, стоит четкая закономерность. Историей движет не воля случая, а Божий замысел. Он «владычествует над царством человеческим» и совершает «все по изволению воли Своей». Важно видеть руку Господа и Его суверенные цели во всем происходящем.
То же самое можно сказать и о естественных науках. В христианском образовании мы не можем подходить к изучению явлений с так называемых нейтральных позиций. Нейтральной позиции не существует. Окружающий мир возник либо в результате случайности, как считают неверующие, либо его создал наш Бог. И если мир — Его творение, управляемое Его суверенной властью, то мы отвергаем и оскорбляем Бога, не признавая этого во всех происходящих событиях, будь то в физике, биологии, химии или любой другой науке. Образование, не признающее Бога-Творца и роль провидения в поддержании определенного порядка в этом мире, нельзя назвать христианским.
Можно привести еще одну иллюстрацию из области философии. Мы можем правильно оценить нехристианские системы мышления только в свете Божьего Слова. Неверующие приходят к неверным выводам, потому что начинают с неверных предпосылок: они изначально не принимают во внимание Бога. «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Любой подход к философской мысли, не признающий библейскую истину, не имеет права называться христианским.
Другие области
В христианском образовании присутствует не только академическая составляющая. Нам важно оказывать влияние на всего человека, формируя целостную личность, охватывая не только разум, но и тело, и дух. Все должно быть подчинено нашему Богу. Поэтому хорошо, если в христианском учебном заведении есть спортивные команды. Спорт — это не просто способ разрядки, хотя и это тоже важный момент. Но, помимо всего прочего, мы должны учить студентов работать в команде, быть верными, дисциплинированными и радостными во славу Божью. Спорт помогает сделать тело, созданное Богом, сильнее, а также дает отдых разуму, чтобы мы могли эффективнее служить Господу, давшему нам сознание.
Такие же цели должны преследовать все занятия в христианском учебном заведении. Ежедневные богослужения, миссионерские и библейские конференции, молитвенные встречи, христианские стандарты поведения, различные мероприятия и многие другие форматы общения студентов должны назидать и укреплять студентов, дабы во всем прославился наш Бог. Все это — необходимые составляющие христианского образования.
Заключение
Таким образом, задача христианского образования — подчинить всего человека, включая его разум, тело и дух, сознанию и воле Бога, дабы Он в итоге был прославлен (1 Кор. 10:31). И только такое образование, предоставляющее Богу главенство в нашем мышлении, может называться христианским. И только тот человек, чей разум полностью подчинен Слову Бога, чье тело готово прославить Господа, чей дух знает истинное единение и общение с Богом, может быть назван истинно образованным человеком.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.