Проповеди
Сообщество проповедников Библии

План

    Интервью с Уолтером Кайзером о Ветхом Завете

    Апрель 2010

    С 1979 года Виктор Семенович Рягузов трудится в качестве пастора церкви «Преображение» г. Самары. Ранее он нес также служение старшего пресвитера по Самарской и Ульяновской областям и заместителя председателя Российского союза ЕХБ по Поволжскому региону.

    Виктор Семенович Рягузов: Дорогие друзья! Ежегодно в Церкви «Преображение» в рамках программы «В помощь проповеднику» читаются лекции по Ветхому завету. В этом году мы имели честь принять у себя известного ученого-библеиста Уолтера Кайзера, человека, который посвятил свою жизнь исследованию Ветхого завета. Он написал 45 книг, 300 статей, кстати, одна из книг под названием «На пути к экзегетическому богословию» была переведена на русский язык, и пользуется успехом среди тех, кто серьезно относится к Писанию. Брат читал лекции по жизни двух пророков Ветхого завета – Илии и Елисея. Мы получили огромное наслаждение, слушая его с одной стороны простые, но с другой стороны очень глубокие проповеди по жизни этих благословенных мужей Божьих. У слушателей была возможность задавать д-ру Кайзеру различные вопросы, и то, как он на них отвечал, показывает, насколько глубоко д-р Кайзер знает Священное Писание и насколько оно для него живо и действенно теперь. У меня была возможность задать д-ру Кайзеру несколько вопросов, и я думаю, что его ответы станут благословением для многих из вас. Вы увидите в этих ответах человека, который беспредельно любит Слово Божье и чтит его как безошибочное и верное Писание от Бога.

    Рягузов: Что повлияло на Ваш выбор посвятить свою жизнь изучению и преподаванию ветхозаветного богословия?

    Кайзер: Я начал проповедовать по Ветхому Завету и преподавать его в свои ранние годы учёбы, поскольку никто больше этого не делал. Я смотрел на всех студентов, с которыми я учился вместе в колледже, а потом в семинарии, и все они собирались изучать Новый Завет, гомилетику, историю церкви, богословие, но никто не хотел изучать Ветхий Завет. И я тогда подумал: «Но ведь Ветхий Завет – это ¾ от всей Библии! Почему же никто не собирается изучать его?» Кроме того, мои школьные учителя, в общеобразовательной школе, еще в детстве, говорили мне, что Бог не сотворил мир, что Моисей ошибался в том, что он написал в Бытие. Поэтому я сказал учителю: «Позвольте мне написать работу». И он ответил: «Давай». Тогда у меня получилось 47 напечатанных страниц о сотворении на основании науки и Библии. Вот так я и начал этим заниматься.

    Рягузов: Почему Вы избрали для себя такую специализацию – Ветхий Завет?

    Кайзер: Так вот, причина, почему я начал изучать Ветхий Завет, частично заключалась в этом. Но с другой стороны, просто была жажда слушать больше Божьего Слова. Если мы пренебрегаем какой-то частью Божьего Слова, тогда на этом месте образуется вакуум, который может заполниться ересью. Но если мы проповедуем всё Божье Слово, как Павел сказал в 20 главе Деяний: «Я не упускал возвещать всю волю Божью», – тогда, я думаю, мы можем получить одобрение нашего Небесного Отца, Который однажды спросит нас: «Проповедовал ли ты Мою Библию полностью?»

    Рягузов: Какой урок, которому Вы научились за время своего 50-летнего изучения и преподавания Ветхого Завета, Вы считаете самым важным?

    Кайзер: Самый важный урок заключается в том, что не нужно бояться говорить или проповедовать из Ветхого Завета. Люди спрашивают меня: «Вы же не собираетесь говорить о Веееееетхом Завете, не так ли?» – и они специально тянут слово «веееееетхий». Я подозреваю, что они ожидают от меня такого ответа: «Нет, я не хотел бы этого делать. Сегодня же воскресенье». Но истина в том, что это Божье Слово, которое не пройдёт, которое безошибочно, истинно, это Божье откровение дано нам для нашего настоящего времени. Думаю, что это был самый важный урок. Но ещё я научился тому, что в Ветхом Завете есть такой базовый, практический смысл для нас, который необходим для понимания более абстрактных истин. Как я знаю, вы собираетесь провести конференцию на тему заместительного искупления. Нет лучшего способа объяснить это, чем Йом Киппур, День искупления, описанный в 16 главе книги Левит. В ней Бог излагает её большими картинами, пишет большим шрифтом. Вот грехи народа. Аарон исповедует все грехи всего народа, всех кто повредил своей душе, над головой того первого козла. Потом козла закалывают, его кровь выливают на землю, а часть этой крови Аарон вносит в Святое святых и просит Бога простить все грехи народа на основании этой заместительной жертвы. Но это было не только прощение грехов. Потом он выходит – поскольку это было одно приношение за грехи, но из двух частей. Итак, он выходит и исповедует все грехи всего Израиля, возложив руки на голову второго козла. И этого козла уводят прочь. Его отпускают, чтобы он потерялся. Грехи прощены. И грехи забыты – удалены так далеко, как далеко Восток от Запада. Вот та большая картина, которая хорошо помогает нам понять, что Иисус совершил в Новом Завете. Итак, вот некоторые причины, почему мне нравится Ветхий Завет. Он очень ясен, он представлен в виде наглядных образов, чтобы мы могли понимать абстрактные истины, используя при этом конкретные термины.

    Рягузов: Во многих русских церквях крайне редко проповедуют по Ветхому Завету. Многие проповедники думают, что Новый Завет важнее. Что Вы об этом думаете? Можно ли изменить эту ситуацию? И как это можно сделать?

    Кайзер: Хотел бы я учредить премию за более частое проповедование по Ветхому Завету. Но, я думаю, многие не проповедуют по Ветхому Завету, потому что у них нет в этом опыта. У них не было хороших примеров для подражания в этом, никто не помог им научиться понимать и изучать ветхозаветные тексты. И они боятся, что у них будет историческая проповедь по Ветхому Завету, а не его применение в современной жизни людей. И когда так происходит, то, конечно, вы уже говорите не как проповедник Божьего Слова, а скорее как учитель. Тогда вы уже говорите о Божьем Слове, а не обращаетесь с Божьим Словом к народу. Поэтому я желаю всем сердцем, чтобы проповедей по Ветхому Завету становилось больше, и чтобы мы видели, насколько Новый Завет действительно зависит от Ветхого. В Новом Завете содержится 300 прямых цитат из Ветхого Завета, а также, как утверждает один автор, около 4 000 косвенных ссылок на Ветхий Завет. Как мы можем удовлетворительно проповедовать по Новому Завету, если мы не знаем Ветхого Завета, на котором он основан? Учитывая такое множество ссылок на него, у нас есть все причины, чтобы изучать Ветхий Завет и проповедовать по нему.

    Рягузов: Если кто-то желает проповедовать по Ветхому Завету, то с чего он должен начинать? Что бы Вы посоветовали?

    Кайзер: Следует начать с того, что удобно для вас, и это зависит от того, что вы уже изучили. Но один из важнейших путей – просто понимать тот великий Божий план, который разворачивается от Бытия до последней книги Нового Завета. Существует только один Бог, у Которого есть одна цель, один план, один разум. И Он начинает с Бытия. Поэтому будет хорошо начать прямо с Бытия, с тех слов, которые Бог дал Еве, а затем дал Симу, а затем Аврааму, Исааку и Иакову. И потом можно переходить к Исходу, который наполнен богословским учением о том, что такое спасение, избавление, поклонение, как надо поступать, что хорошо, а что плохо. Итак, Бытие и Исход стали бы необходимым основанием.

    И затем обратите Божий народ к Псалмам, чтобы хорошо изучить темы Псалмов. Затем можно обратиться к Книге пророка Исаии, одному из великих библейских пророков, у которого есть некоторые из величайших учений во всём Писании. Такой план я бы использовал, и советовал бы другим придерживаться его в своём проповедовании.

    Рягузов: Какое самое важное правило герменевтики при изучении Писания?

    Кайзер: Я думаю, что самое важное правило – воспринимать Библию в прямом смысле, как она говорит. Так же, как и в нашем с вами разговоре: вы спрашиваете, а я отвечаю; и я сначала стараюсь понять, что вы имеете в виду в естественном и буквальном смысле. Но если я начну не с этого, то я буду придумывать смысл, который вы совсем не вкладывали в свои слова. Итак, воспринимайте Библию буквально и затем, если есть указания, что это образные выражения и разные другие формы речи, то учитывайте это. Но самое основное правило заключается в том, чтобы воспринимать Библию в том смысле, в каком она была задумана. И, таким образом, я думаю, это позволит нам прийти к естественному толкованию.

    Рягузов: Я слышал, как Вы сказали, что советуете своим студентам проповедовать одну тематическую проповедь раз в пять лет, а затем возвращаться к экспозиционной проповеди. Расскажите о своей приверженности экспозиционной проповеди.

    Кайзер: Я говорю, что нужно проповедовать тематически каждые пять лет, просто поддразнивая студентов. Потому что меня сильно беспокоит тот факт, что мы очень слабы в экспозиции Писания – просто идём абзац за абзацем, главу за главой, книга за книгой – что мы упускаем из виду суть того, что Бог говорит, и что сам текст говорит. Это одна из причин. Но экспозиционная проповедь – это то, в чём проповедник может расти. Я могу дать Божьему народу только то, чем я сам переполнен через изучение. И если я не расту, то и Божий народ не будет расти. Вы должны изучать больше, чем вы сможете преподать. Поэтому в вашей чаше должно быть больше, чем то, что вы можете отдать и поделиться с другими. Но вот почему мне нравится экспозиция. Она действительно заставляет нас постоянно продолжать расти, продолжать продвигаться на новые территории. Иначе мы будем говорить одно и то же снова и снова, даже если будем брать для проповеди другие тексты. Это будет одна и та же истина, но мы будем просто переливать её в другой сосуд и представлять её как совершенно новую. Но это не так. Ничего не будет нового: мы будем подавать одно и то же меню раз за разом. А если люди питаются одним и тем же при каждом приёме пищи, то они устанут от этого. Итак, если мы кормим Божьих людей Его Словом, то их меню будет расширяться, и они получат новые блюда. А экспозиционная проповедь помогает нам делать это.

    Рягузов: В наших церквях ведутся споры по вопросу Божьей суверенности и человеческой ответственности. Как, по-вашему, будет правильно относиться к этой ситуации?

    Кайзер: Лучший способ сохранять баланс между Божьей суверенностью и человеческой ответственностью и свободой – это воспринимать их по-библейски. Мы можем высказывать всевозможные идеи, но когда дело доходит до спора, то мы должны спросить себя: «Что говорит Библия?» – и это должно быть ключевым моментом. С библейской точки зрения, ни одна из этих двух истин не важнее другой. Писание говорит, что Бог – это Бог, что за грех следует наказание, и люди несут ответственность. Бог возлагает на нас ответственность, потому что мы ответственны за свой выбор и можем что-то делать. Но с другой стороны, Бог остаётся Господом и не отходит на второй план. Он всегда остаётся на первом плане. Независимо от того, как мы это выразим, независимо того, какие подберём слова, Бог всё равно остаётся Богом. Он не сказал: «Я буду кем-то меньше Бога». Поэтому если мы употребляем какие-то слова, трудные для людей, как например «суверенность» и ему подобные, которые не взяты прямо из Библии, то лучше будем говорить: «Бог есть Бог». И, я думаю, баланс в том, чтобы обращаться к Писанию и стараться понять, как Сам Бог объединяет обе эти истины.

    Мы можем выделять что-то одно из-за своего происхождения, своей истории, того, что происходит в нашей жизни. И это понятно. Но это не должно заставлять нас говорить: «Ага! Вот это будет важнее, или вон то будет важнее». Вместо этого я оставляю их параллельными друг другу. Поэтому я призвал бы людей в церкви Христовой относиться друг ко другу с нежностью – как и Христос нежно обходится с нами – и не навязывать другим свое мнение в наших терминах, но вместо этого говорить: «Мы будем принимать всё, чему учит Писание во всех своих частях». Я не знаю, подходящий ли это ответ, но к этому вопросу я подошёл бы именно так.

    www.propovedi.ru

    Материалы сайта продаже не подлежат без разрешения правообладателя