Вандеркам Дж. Введение в ранний иудаизм / Пер. с англ. — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. — xiv + 278 с. Обзор подготовил: Александр Гуртаев, пресвитер церкви «Преображение» г. Самары.
Книга «Введение в ранний иудаизм» написана общепризнанным специалистом в заявленной в ее названии области Джеймсом Вандеркамом. После получения степени доктора философии в Гарвардском университете (1978 год) в течение довольно долгого времени и до сих пор он трудится в Нотр-Дамском университете в должности профессора еврейских писаний, специализируясь на библейских исследованиях и изучении истоков христианства и иудаизма. Кроме того, Вандеркам входил в состав комитета по подготовке к публикации Свитков Мертвого моря, несколько лет являлся редактором «Журнала Библейской Литературы» (JBL) и членом правления «Общества Библейской Литературы» (SBL). За многие годы своей академической карьеры он написал множество книг, был редактором семи томов научных статей и опубликовал около ста пятидесяти эссе об истории и литературе раннего иудаизма. Книга «Введение в ранний иудаизм» – одно из его поздних произведений, которое, по сути, в краткой форме обобщает исследования этого видного специалиста в самой близкой для него области.
Читая эту книгу не трудно убедиться, что автору удалось выполнить свою задумку – составить краткий, простой и легкочитаемый учебник по раннему иудаизму, который мог бы широко использоваться в колледжах, университетах и семинариях. Этот учебник охватывает историю, литературу и религиозные институты раннего иудаизма, а также касается некоторых родственных тем.
Первая глава книги посвящена краткому описанию истории Иудеи периода второго храма, включая персидский, эллинистический и римский этапы. При этом автор напоминает о ключевых событиях, происходивших в Палестине в это время, и закладывает основание для понимания исторического и религиозного контекста, в котором возникла многочисленная литература этого периода.
Бóльшую же часть книги представляет вторая глава, в которой подробно описана еврейская литература периода второго храма. После краткого обсуждения классификации этих произведений Вандеркам методично рассматривает различные категории еврейских текстов – повествования, переписанное Писание, апокалипсисы, литературу премудрости, поэтические сочинения, насмешки над идолами, произведения Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также великие археологические открытия, к которым он относит Элефантинские папирусы, Свитки Мертвого моря и находки, сделанные в Масаде. При этом автор касается практически всех ключевых произведений, относящихся к этим категориям, цитируя их и обсуждая их датировку, язык написания, краткое содержание и основные темы.
В последней главе Вандеркам предлагает своего рода синтез, уделяя внимание правителям и вождям иудеев, основным религиозным движениям (фарисеи, саддукеи, ессеи и другие), храму и синагоге и тем богослужебным практикам, которыми они характеризовались, и, наконец, формированию Писания.
Нельзя не признать, что книга Вандеркама действительно носит на себе заметный отпечаток руки высокого специалиста, причем поражает не только широта охвата и глубокое знакомство автора с еврейской литературой периода второго храма, но и ясность, краткость и простота изложения материала. Если учесть, что рассматриваемый период действительно чрезвычайно важен для надлежащего толкования Нового Завета и понимания последующего христианского движения с учетом исторического, литературного и религиозного контекста, то в виде этой книги заинтересованный читатель получает замечательный ресурс, помогающий начать свое знакомство с древним миром иудаизма, углубить свои познания о еврейской литературе и лучше понять мир Нового Завета.
Единственное, что омрачает столь радужную картину и несколько смущает евангельского верующего, – это достаточно либеральный взгляд автора на Священное Писание, который периодически проскальзывает в достаточно адекватном анализе еврейской литературы и проявляется в следующих проблематичных аспектах. Во-первых, Вандеркам признает лишь условную разницу между каноническими книгами Ветхого Завета и так называемыми ветхозаветными апокрифами и прочей литературой того периода (см. Вандеркам, 69). В этом отношении он более склонен поддержать подход Римской Католической Церкви или Восточной Православной Церкви, нежели протестантский взгляд на канон (ix). Более того, он настаивает на позднем формировании канона и указывает конец первого века нашей эры как время реального признания канона Ветхого Завета (260). Во-вторых, время от времени Вандеркам выражает сомнения в исторической достоверности некоторых ветхозаветных книг относительно заявленных в них фактов (12, 13). В-третьих, что касается некоторых вводных вопросов, он также отстаивает сомнительные позиции. Например, Вандеркам приписывает достаточно позднюю датировку Книге пророка Даниила (125, 148) и не склонен поддерживать Соломоново авторство таких книг, как Екклесиаст, Песнь Песней и Книга притчей (152). Более того, он соглашается с критической гипотезой четырех источников для Пятикнижия (64, 224) и отрицает целостность Книги пророка Исаии, говоря о девтеро- и трито-Исаии (64, 137). Другими словами, описание Вандеркамом прочей еврейской литературы оказывается более полезным и богословски приемлемым для евангельских христиан, чем его взгляды на богодухновенные книги Ветхого Завета.
Подводя итог, можно заметить, что книга «Введение в ранний иудаизм» очень полезна для изучения исторического фона Нового Завета и особенно его литературного компонента, но что касается Ветхого Завета, она может ввести в заблуждение неподготовленного читателя. Итак, данная книга рекомендуется для чтения, прежде всего, студентам, изучающим Новый Завет и имеющим твердые убеждения в вопросах библиологии.
Спасибо, что Вы подписались на нашу рассылку!
Пожалуйста, введите правильный адрес электронной почты.